Сoврeмeнный флoт, сoстoящий из сaмыx бoльшиx судoв в мирe, тaкиx, кaк Emma Maersk и Marco Polo, ужe нe мoжeт спрaвиться с всe вoзрaстaющим oбъeмoм мирoвыx грузoпeрeвoзoк. Для рeшeния этoй прoблeмы судoстрoитeльныe кoмпaнии стрoят и стрoят нoвыe гигaнтскиe тaнкeры сeрии LNG, гигaнтскиe судa-кoнтeйнeрoвoзы и прoстo бoльшиe грузoвыe судa. Oдним из мeст нa зeмнoм шaрe, гдe прoизвoдится стрoитeльствo сaмыx бoльшиx мoрскиx судoв, являeтся китaйскaя вeрфь Dalian, гдe рaбoтaeт oдин из самых больших подъемных кранов в мире, 4000-тонный кран Goliath, снабженный лазерным «зрением» и имеющий «мозги» робота, дающие ему некоторый интеллект и самостоятельность.
Ширина между опорами крана Goliath, весящего 4 тысяч тонн, составляет почти 200 метров, а его поперечная балка поднимается на высоту в 97.5 метров, таким образом, на рабочем поле этого крана может разместиться не самый маленький стадион вместе со своими трибунами. На поперечной балке крана Goliath ходят две независимые подъемные тележки, способные поднять по 600 тонн груза каждая. Система управления этими тележками оборудована сканирующей лазерной системой, которая позволяет избежать столкновений и которая была разработана специалистами компании GE Power Conversion. Высокая степень автоматизации позволяет одному оператору управлять перемещением грузов двумя тележками одновременно, и это позволяет избежать ошибок, которые могут возникнуть при одновременной работе двух независимых людей-операторов.
Электрические спускоподъемные механизмы включают систему рекуперации электрической энергии, подобную регенеративным тормозам, используемым в гибридных и электрических автомобилях. Эта система преобразовывает энергию гравитации при спуске груза в электрическую энергию, которая используется для подъема груза другим подъемным механизмом или подается назад в энергетическую сеть. Использование системы рекуперации энергии, по словам представителей компании GE Power Conversion, позволило увеличить на 80 процентов энергетическую эффективность работы всего крана Goliath в целом. Помимо этого электрическими системами крана управляет единая система, которая регулирует количество энергии, подаваемой к отдельным узлам и механизмам, что позволяет минимизировать холостой расход энергии.
«Мы разработали уникальную систему рекуперации энергии и поддержания энергетического баланса, которая позволяет крану использовать для работы столь мало энергии, насколько это вообще возможно» — рассказывает Луц Стеинхос (Lutz Steinhaus), один из руководителей компании GE Power Conversion, — «Один подъемный механизм, опускающий груз, может снабдить энергией второй механизм, выполняющий в это время подъем груза».
Еще одной отличительной чертой крана Goliath является наличие интеллектуальной автоматизированной системы управления. «Немногим людям известно, что компания GE снабжает свои краны электронными мозгами, дающими им интеллект достаточно высокого уровня, интеллект на уровне роботов» — рассказывает Луц Стеинхос. Система ASCS (automatic skew control system) охватывает своим управлением все узлы и механизмы самого крана, поднимаемый и перемещаемый груз, и сопутствующую инфраструктуру. В своей работе программное обеспечение системы учитывает множество внешних факторов, таких, как температуру, направление, силу ветра и многие другие, что позволяет рассчитать заранее все действия крана и свести управление им к необходимому минимуму простейших действий, которые выполняет один оператор с помощью совершенно несложного интерфейса.
Следует заметить, что в настоящее время на верфях во всем мире используются 20 кранов типа Goliath, благодаря которым строительство огромных морских судов ведется весьма быстрыми темпами.
Машины-монстры — все о самых исключительных машинах, механизмах и устройствах в мире, от громадных средств уничтожения себе подобных до крошечных точнейших устройств, механизмов и всего того, что находится в промежутке между ними.