Aвиaкoмпaния «Aэрoфлoт» ввoдит с aпрeля бeзбaгaжныe тaрифы нa мaршрутax в Итaлию и Гeрмaнию, a тaкжe нa рядe линий дoчeрнeгo пeрeвoзчикa «Рoссия». Нe приxoдится сoмнeвaться, чтo этo лишь пeрвый шaг, и в дaльнeйшeм нoвoввeдeниe будeт распространено на другие маршруты «Аэрофлота», «России» и вероятно «Авроры», полагает соб.корр. Travel.ru.
Для тестирования у самого «Аэрофлота» логично выбраны высококонкурентные европейские линии, где и другие российские, и иностранные компании уже давно предлагают безбагажные тарифы. Распространяется ли это лишь на прямые рейсы из Москвы или также на стыковочные полеты в Италию и Германию из других городов маршрутной сети — не вполне ясно. У «России» в первом этапе продаж будут участвовать некие «среднемагистральные маршруты» — что понимает под этим «Аэрофлот», неизвестно. Теоретически речь может идти о любых маршрутах «России», кроме дальнемагистральных и туристических чартеров.
Также не ясно, включат ли в первый этап для «России» маршруты, которые обслуживаются одновременно и «Аэрофлотом», и «Россией» — это, в частности, около двух десятков линий из Москвы, преимущественно внутренних. Если они будут включены, то получится что на одном и том же направлении «Аэрофлот» будет предлагать и рейсы «России» с безбагажными тарифами, и собственные рейсы без таких тарифов.
Ранее безбагажные тарифы ввели все остальные заметные российские и очень многие зарубежные перевозчики. «Аэрофлоту» в результате было несколько неудобно конкурировать с ними по цене, включая в то же время багаж в стоимость любого билета.
Нововведение позволит «Аэрофлоту» несколько уменьшить минимальный тариф (лишив его включенного багажа) и тем самым лучше конкурировать с другими перевозчиками по ценовому параметру. В то же время, как показывает опыт практически любых авиакомпаний, появление безбагажных тариова неизбежно ведет к повышению цены минимального багажного тарифа — и нередко такое повышение оказывается гораздо значительнее, чем снижение минимального тарифа. Иными словами, в целом летать становится дороже (хотя для некоторых пассажиров и дешевле).
«Аэрофлот» не сообщает никаких дальнейших подробностей нововведения — за исключением того, что продажи откроются 2 апреля. При этом участники элитных уровней «Аэрофлот Бонуса» и других программ лояльности альянса SkyTeam смогут провозить одно место сдаваемого багажа бесплатно даже на безбагажных тарифах.
Стоимость добавления багажа к безбагажному тарифу также пока не известна. Сейчас сверхнормативное место багажа стоит у «Аэрофлота» 2500 рублей на внутренних маршрутах и 50 евро на зарубежных (на дальних линиях — 100 евро). Возможно, именно эти расценки и останутся в силе для пассажиров, пожелавших добавить багаж к ранее купленному билету по безбагажному тарифу.
Вероятно, что норма «Аэрофлота» о бесплатном провозе горнолыжного инвентаря (а на некоторых линиях — и дайверского снаряжения) не будет действовать на безбагажных тарифах. Во всяком случае, именно такое решение типично для большинства компаний, имеющих безбагажные тарифы, но в то же время предлагающих бесплатных провоз лыж и сноубордов.
Вступление «Аэрофлота» в гонку безбагажных тарифов серьезно изменит ценовую ситуацию как на внутренних маршрутах, так и на отдельных международных. Среди прочего, по крайней мере на многих внутренних линиях существует опасность возврата к напоминающей картельный сговор ситуации приблизительно 3-6-летней давности. Тогда, напомним, на большинстве внутренних маршрутов минимальные цены почти всех перевозчиков были идентичны вплоть до рубля (а ценовые движения «Аэрофлота» тут же в точности копировались всеми конкурентами). Ситуация изменилась три года назад, когда «Сибирь», а затем и многие другие компании стали предлагать безбагажные тарифы. В результате продукт у всех из однакового стал разным, и цены тоже стали отличаться. Теперь, когда безбагажные тарифы будут у всех, существует риск возврата к похожей ситуации одинаково высоких тарифов, но уже не включающих багаж.